Кансай (канс. 関西 [kansai], тат. 康熙 [kansi]) — государство, расположенное на одноимённом архипелаге Кансай (Канси в татском произношении и документации) и занимающее его полностью. Относительно Поднебесной находится на востоке. Столица архипелага — Камигава — располагается на третьем по величине острове архипелага — Мисимото, провинция Хэйан-кё.
В Кансайском государстве действует сословная система синокосё, заимствованная из татской системы шинунгуншан. Данная система является фундаментальной в межсословных взаимоотношениях, а также нахождение на той или иной ступени синокосё может сильно повлиять как на жизнь человека, так и на отношение окружающих к нему.
В настоящее время на территории архипелага наступил период феодальной раздробленности и борьбы за власть между различными феодальными образованиями. Происходят значительные социальные и военные изменения, ослабевает централизованная власть регента кампаку кицунэ (狐), усиливается обособленная региональная власть даймё (大名).
Райфудо — легендарная императорская династия, ведущая свою историю с самых первых упоминаний Кансая в целом. Основателем и первым Императором Кансая является Шенву — потомок богини Аматэрасу. В настоящее время Тэнно Ёсинари находится в изгнании на одном из островов, поверженный властью кампаку кицунэ Мунэкохимэ, происходящей родом от белого дракона.
Местный народ — кансайцы — имеет своё происхождение от татских переселенцев, населивших местные острова ещё во времена начала Янтарной эпохи. Начиная с первой половины Яшмовой эпохи на территории архипелага существовало первое кансайское государство, независимое от политики царств континентального Халоня. Несмотря на фактическую политическую независимость, на народ, населяющий архипелаг, оказывает влияние культура континента.
Численность населения архипелага составляет около 9,4 миллиона человек, из них около 1,1 миллиона — горожане. Остальные являются крестьянами (около ~37 000 сёл и деревень).
Климат Кансая очень разнообразен благодаря островному положению. Архипелаг значительно протянут с юга на север. В целом климат Кансая можно охарактеризовать как умеренный, муссонный, с чётко выражёнными четырьмя сезонами, но с явными региональными различиями. Архипелаг Кансай протянулся примерно на 3500 км. Это означает, что северные острова находятся в зоне субтропического и даже тропического климата, тогда как южные — умеренного и умеренно-холодного. Также на климат архипелага оказывает влияние океан, делая его мягче: зимы теплее, а лето прохладнее, чем на тех же широтах континентального Халоня. Океаны и моря, окружающие острова, являются источниками высокой влажности. Помимо прочих факторов, климат островов сильно подвержен влиянию муссонов: зимние муссоны приходят с юга — с гор У-Цана — неся с собой холодный и сухой воздух. Проходя над тёплым внутренним морем, он насыщается влагой и вызывает обильные снегопады. Летний муссон приходит с северо-востока, со стороны океана, приносит тёплый и очень влажный воздух, вызывая жаркую и дождливую погоду на большей части архипелага.
Острова Кансая делятся на три основных региона, которые, в свою очередь, включают в себя префектуры. В состав префектур входят уезды, объединяющие под собой отдельные посёлки вокруг главного города.
Острова региона Хэйан-кё:Хэйан-кё (канс. 平安京 [heiankyou]) — столичный регион и сердце империи, окружённое кристально чистыми водами. Этот регион, простирающийся на весь остров Мисимото и юго-восточные меньшие острова, известен не только своими архитектурными шедеврами, но и уникальной культурой. В столице Камигаве находится эпицентр искусства, политики и науки. Именно здесь во дворце заседает кампаку. Именно здесь впервые появилось искусство каллиграфии, хокку и традиционные театральные представления. Регион сильно централизован и поэтому не затронут войной между даймё. Лишь на самом восточном острове заседает отделившийся даймё из клана Идзумихаши (泉橋). Столицей региона является Камигава (神かみ河). Префектуры Мисимото:
Камигава — столичная префектура и центр экономики острова; помимо ставки кицунэ, расположено множество более мелких поселений. Это очень густонаселённый район.
Сакураока — юго-западная префектура, расположенная в лесостепной зоне, славится обширными охотничьими угодьями. Здесь производят лучшую кожу в Кансае.
Фудзиямаичи — восточная префектура, занимает обширную равнинную территорию и обладает протяжённым морским побережьем, на котором расположено множество населённых пунктов. Здесь выращивается наибольшее количество риса, которым питается весь южный Кансай. Это наиболее бедный район острова, где мало что добывают.
Минамитори — северная префектура, лежащая на равнинах, исторически была резиденцией Тэнно; однако сегодня она пребывает в упадке. Население постепенно переезжает в Камигаву. Природа обладает неописуемой красотой: присутствуют и водопады, и многочисленные пещерные озёра, а потому префектура притягивает всевозможных искусствоведов. Префектуры Акура-сима:
Айкагари — северная часть острова, отделённая узким перешейком, ранее была исключительно рыбацкой префектурой. Однако после мятежа на Хана-гири здесь разместилось войско кампаку.
Ханамидзава — южная часть острова — центр рыболовства, где расположено множество рыбацких поселений. В этих поселениях активно ведётся рыболовный промысел. В отдалённых холмистых районах, удалённых от побережья, находятся самые умиротворяющие пейзажи. Самая безопасная префектура Кансая. Префектуры Хана-гири:
Хана-гири — префектура, охватывающая весь остров, характеризуется повышенной напряжённостью. После мятежа здесь разворачивается длительная придворная борьба, а крестьяне страдают от нападений разбойников и шепчут о скором вторжении армии кицунэ. На острове расположен достаточно большой город — Рёга. Префектуры Фубуки:
Фбукиу — небольшой и удалённый остров, на котором почти нет жителей. Здесь обитают уникальные виды птиц, за которыми охотятся немногочисленные местные обитатели.
Острова региона Амаги:
Амаги (канс. 天城 [amagi]) — островной регион к северо-востоку от Хэйан-кё, включает в себя три больших основных острова, а также несколько десятков маленьких и незначительных. Эти земли окутаны войной лишь частично и малозначительно: здесь заседают два крупных клана даймё, которые держат между собой мир — Хонма (本間) и Гатто (ガット). Боевые столкновения происходят между малыми кэнинскими кланами. Регион выживает за счёт выращивания риса и развитого морского промысла. Культура региона богата уникальными традициями, связанными с морем. Местные жители зачастую переносят праздники на даты рыболовного сезона. Больших поселений совсем мало; столица — Такане (高根町). Префектуры Хикари-сима:
Идзукура — самая северная префектура региона Кансай, покрытая густыми лесами, имеет скалистое побережье. В лесах можно найти заброшенные древние храмы, а местные города были основаны ещё во времена первого Тэнно. Сегодня провинцию делят на территории малые кланы.
Сумиёси — префектура, охватывающая Такане, находится под управлением молодого даймё из клана Хонма. Население испытывает к нему глубокую неприязнь, а в армии зреют планы по его свержению. Несмотря на то, что префектура известна рыбными промыслами, она также славится богатым традиционным искусством.
Кацураги — западная префектура, расположенная на единственной равнине в регионе. Славится сельским хозяйством и количеством уездов, готовых собрать армию.
Тоёхира — южная префектура, где, помимо рыбацкого промысла, занимаются и животноводством. Шерсть отсюда ввозят в различные регионы Кансая. Побережье страдает от военных действий между братьями из клана Могами. Префектуры Цукуёмидори:
Цукуёмидори — остров полностью находится под контролем клана Гатто. Это преуспевающая и богатая префектура с большим городом Цукуёми, способная удовлетворять все свои нужды без внешней торговли, за исключением северного соседа — Хонма. Осенью остров окутывает густой туман, и на протяжении нескольких недель могут идти непрекращающиеся дожди. Когда туман рассеивается, перед взором открываются бескрайние поля и невысокие горы на западе. Префектуры Юми-га-ханашима:
Юми-га-ханашима — префектура, разделённая на множество враждующих кланов. На крайнем востоке правит жестокий завоеватель и мародёр Масаши Гатто. Регион крайне беден и истощён; мужчин здесь почти в два раза меньше, чем женщин.
Острова региона Никэдо:
Никэдо (канс. ニカド [ni kado]) — регион, охватывающий два крупных острова севернее Мисимото. Имеет более благоприятный климат и отсутствие бурного потока рыб вдоль своих берегов. Из-за войны между кэнинами каждое поселение стремится обрести независимость и обзавестись своим великим даймё. Кицунэ, чья власть здесь не распространяется, не может контролировать эту ситуацию. Самыми влиятельными и большими кланами можно назвать Ягами (矢上), Фудзен (風前) и правящий восточным островом — Мацудо (松戸市). Боевые монахи сора-сю расположились в префектуре Ката (カタ), что севернее столицы региона. Несмотря на кровавую войну, главной промышленностью региона является варка вина, сакэ и сётю. Винодельни региона славятся своими сортами только на внутреннем рынке; за пределы Кансая ни одна бутылка алкоголя, скорее всего, никогда не попадала. Регион богат живописными пейзажами: густые леса, горные хребты и чистые озёра. Достаточно много поселений на западном острове, а на восточном расположена великая гора Кавагути (川口). Столица — Намегата (行方市). Префектуры Никэдо-га-сима:
Намегата — столичная провинция, наиболее безопасная префектура на острове. В Намегате, её центре, процветают торговля и искусство. Эта территория находится под контролем клана Фудзен. Уезды, удалённые от Намегаты, специализируются на сельском хозяйстве и животноводстве, в то время как в столице региона развиваются мощные торгово-промышленные объединения.
Ката — префектура, расположенная севернее Намегаты и занимающая западное побережье, полностью погружена в дзёдо-сора. Здесь проживают монахи сора-сю. Провинция богата храмами и культурными достопримечательностями. Ландшафт холмистый, с редкими лесными массивами. Южные территории покрыты цветочными полями.
Яматогава — Тогохара, второй по величине город на острове, расположен в префектуре, находящейся под контролем клана Яматогава. Экономика региона основывается на добыче полезных ископаемых и кузнечном деле. Здесь изготавливают оружие и доспехи для нужд всего воюющего региона.
Момофуку — северная часть острова, которая долгое время оставалась фактически независимой от Кансая, дважды подвергалась завоеваниям со стороны сёгунов — во второй и начале третьей эпох. Суровые климатические условия с сильными ветрами, густыми лесами и холодным течением делают этот регион крайне холодным и часто покрытым слабым туманом. Скалистые берега и труднодоступные местности способствуют развитию лесозаготовок и животноводства, тогда как выращивание риса здесь затруднено или практически невозможно. На севере расположены многочисленные шахты и малонаселённые поселения. С древних времён здесь правит клан Момофуку, глава которого именует себя тэнно.
Ягисаки — область к югу от Яматогавы, расположенная на восточном побережье, является эпицентром военных столкновений между двумя враждующими кланами — Оэ и Тамабаси. Здесь проживает небольшое и бедное население, занимающееся сельским хозяйством.
Кикучи — префектура, расположенная южнее Ягисаки, также охвачена войной. Клан Фудзен управляет этими территориями и ведёт боевые действия против сора-сю, защищаясь от Ягами с южного направления. Западные земли заняты рисовыми полями и бобовыми плантациями.
Угуисугава — префектура, расположенная на южном полуострове Сибэцу, включает крупный город Носаппу. Власть на этой территории принадлежит клану Ягами. На территории префектуры находятся несколько вулканов; местность представляет собой холмистые долины с густой растительностью. Война затронула лишь северную небольшую часть префектуры, поэтому население здесь чувствует себя спокойнее.
Синобугава — южная префектура на полуострове Сибэцу, подконтрольная клану Сумо. Из-за миролюбивой политики клана префектура процветает и собирает под собой различных культурных деятелей, а также великих кэнинов. В префектуре можно встретить представителей почти любого клана, хоть население и достаточно небольшое по сравнению с Угуисугава и Яматогава. Местное население занимается сельским хозяйством и ремеслом. Префектуры Кавагути-сима:
Кикучи — южная провинция, расположенная преимущественно на равнине. На севере этой области возвышаются вулканы и холмы. К западу простираются густые лесные массивы, где из-за обилия листвы почти не видно неба. В этой провинции находится ставка и экономический центр клана Мацудо.
Нодзомисаки — западная префектура, раскинувшаяся в обширных бамбуковых и субтропических лесах. Здесь проживает много людей, а культура и искусство региона выделяются своей уникальностью.
Уцукусимори — префектура, расположенная у юго-восточного склона горы Кавагути. Основная часть населения проживает в горных районах, где активно развиваются животноводство и добыча полезных ископаемых. У самого побережья можно встретить лишь несколько небольших поселений, где семьи занимаются ремесленными промыслами.
Тамасаки — северная префектура, охватывающая гору Кавагути и её горную систему, которая занимает почти всю территорию. Здесь проживает значительное количество людей, занимающихся ремеслом и горными работами. Прибрежные районы характеризуются густыми лесами и обширными бамбуковыми рощами.
Кансайские имена обычно состоят из родового имени (фамилии) и личного имени. При записи первым указывается фамилия, а затем имя.
Личное имя «намаэ» (名前) — список доступных имён отсутствует. Каждое имя уникально и создаётся родителями из самых разных иероглифов. Из-за этого часто возникают недоразумения при записи и толковании имён. В именах могут встречаться названия цветов, животных и природных явлений. В регионах, где распространено влияние Дзёдо-сора, преобладают религиозные имена.
Родовое имя «удзи» (氏) — только члены и родственники кланов обычно имеют фамилии. Новые кланы часто берут удзи в честь региона или населённого пункта, где размещается их первая ставка. В редких случаях название формируется на основе уже существующего клана. Одиночные ронины и богатые купцы, не имевшие удзи при рождении, предпочитают выбирать фамилии с глубоким значением.
Культурная вежливость кансайцев породила и именные суффиксы (日本語の敬称) [nihongo no keishou], которые добавляются к имени, фамилии или прозвищу. Именные суффиксы в языке — важный инструмент для передачи социального статуса, отношений и степени близости между людьми. Их правильное использование может как обидеть, так и выразить глубокое уважение.
Кансайго — Агглютинативный язык без рода, без артиклей, без спряжений и почти без множественного числа. Логичный по структуре, многое зависит от ударений и интонации. В кансайском языке всего пять гласных и небольшой набор звуков. Язык поделен на три уровня вежливости: обычная, вежливая и почтительная речь.
Кансайский язык имеет две системы письма:
Хирагана (ひらがな) — базовый алфавит. Используется для грамматических окончаний, простых слов и всего, что не пишется иероглифами.
Катакана (カタカナ) — для заимствованных слов. Всё иностранное пишется катаканой.
В храмовых надписях, на надгробиях и в титулатуре императора используется письменность, пришедшая из Тата. Эта система письма, проникла в регион Кансай ещё в древности благодаря данцам. Впоследствии из неё развилась третья, менее распространённая система письма — кандзи. Кандзи объединяет татские иероглифы, хирагану и катакану, создавая уникальную письменную традицию, используемую у монахов и послов.
Один из шести жителей имеет представление о молодом Дзен-пути Перемен (Дзёдо-сора). Остальные же придерживаются хэйцианства или, по крайней мере, учения по этике, вытекающего из него. В целом северные регионы насыщены различными малыми верованиями и собственными культами, построенными на основе хэйцианского учения. В прибрежных префектурах Мисимото и Никэдо всё чаще объединяются родовые школы Дзёдо-сора под единым учением боевых монахов из секты сора-сю.
Дзёдо-сора (浄土空) — не просто религия, а всеобъемлющая философско-социальная система, основанная на почитании предков, гармонии с природой и строгом соблюдении иерархии. Учение основывается на Пути Перемен, но со временем существенно от него отошло, вызрев в культуре Кансая во что-то новое.
Основной мыслью является местная традиционная идея поддержания Сэй (гармоничной энергии) во всём: государстве, обществе, семье и в душе. Сэй достигается через строгое соблюдение Ва (ワ) — ритуалов, этикета, церемоний — и проявление уважения к предкам и императору.
Помимо концепции Неба и татского пантеона, присутствует перенятая от древних кансайцев вера в то, что духи Коно-тами (コノタミ) населяют природные объекты: древние деревья, горы, ручьи и камни. Эти духи не могущественны, но с ними нужно поддерживать хорошие отношения. Исходя из этого в данном течении зародилась идея о циклическом перерождении. После смерти душа человека стремится в Чистую Землю, где обитают предки — Сэнсо (仙草), — отсюда и название — Дзёдо. Оттуда они могут влиять на мир живых, а при успешном исполнении долга могут переродиться в качестве мудреца — Сэннин (仙人).
Дзи-ин — храм Дзёдо-сора. Архитектура сочетает в себе татские изогнутые крыши с фигурками драконов, кансайское дерево, камень и гармонию с садом. В главном зале обычно находятся статуя Матери Милосердия, а также алтари Сэнсо-дан для подношений (Кенсон) еды, чая, сакэ, зажжённых палочек-благовоний и ритуальных табличек с именами предков. Службу и ритуалы проводит жрец — Каннуси; традиционно эта должность наследственная.
Праздники Дзёдо-сора:
Кива-но-Хи — День равновесия, проводится в дни весеннего и осеннего равноденствия. В этот день посещают могилы предков и приводят их в порядок.
Рюсэй-сай — Фестиваль Драконьих Звёзд, проходит в конце лета. Фейерверки, парады и украшение улиц — общепринятые элементы празднования, но каждая префектура и даже отдельное поселение могут отмечать это событие по-своему.
Менталитет Кансая был сформирован под влиянием феодальной системы, религиозных убеждений, иерархии и уважения к старшим. Также формирование происходило под влиянием концепции всесторонней энергии — Сэй (канс. 精 [sei]); она означала стремление к согласию и балансу во всех сферах жизни, включая личные отношения.
Мужчины из воинских сословий занимают ведущие позиции в обществе и играют ключевую роль в политической и военной жизни архипелага. Они получают образование и являются носителями культурных традиций и ценностей. В их обязанности входит обеспечение семьи и поддержание её статуса. Они принимают решения, связанные с управлением и ведением хозяйства. Хотя женщины по-прежнему занимаются домашним хозяйством и традиционными ремёслами, в настоящее время всё чаще объявляются онна-бугэйся из кэнинских кланов — женщины-воительницы, в чьи задачи входит охрана родового замка или дома. Однако на реальных сражениях армий их всё так же можно встретить редко.
Общество является строго иерархичным и делится на несколько классов, называемых синокосё:
Сперва идёт Император и родовая знать.
Си — воины.
Но — крестьяне.
Ко — ремесленники.
Сё — купцы.
Помимо этих классов выделяются и особые для Кансая группы, например, «эта» — кожевники, и «хинин» — нищие и калеки.
В Хэйан-кё из-за значительного влияния Небесного Регента система управления претерпела изменения. Вместо императора и его родственников власть перешла к кампаку и её министрам.
Символы
Символами зачастую являются стилизованные изображения цветов, растений, животных, перьев, рукотворных предметов. Подобные символы наносят на камон — личный семейный герб.
«Четыре благородных растения»: бамбук, орхидея, хризантема и цветущая слива — каждое из них имеет символическое значение: бамбук олицетворяет стойкость и гибкость характера, орхидея — утончённость и чистоту помыслов, хризантема — стойкость перед лицом невзгод, а цветущая слива — красоту и стойкость в неблагоприятных условиях.
Изображения животных символизируют различные качества и добродетели, а также времена года и природные явления. Журавль считается символом долголетия, карп — силы и упорства, а черепаха — долговечности и стойкости.
Праздники
Вагацу (канс. ワ月 [wagatsu]) — один из главных праздников Кансая, отмечаемый в начале Форивэля. В этот праздник проводится много игр, ритуалов и церемоний. В преддверии праздника кансайцы убираются дома, создают и ставят кадомацу, выпекают кагамимоти.
Ханамацури (канс. 花祭り [hanamatsuri]) — праздник цветов, проводится в первой половине Руэля. Считается, что в этот день важно делать добрые дела и помогать нуждающимся. Кансайцы молятся о здоровье, счастье и духовном росте.
Обон (канс. お盆 [obon]) — праздник, связанный с поминовением предков. Весь Остфирэль принято украшать дома бумажными фонариками и проводить ритуалы в честь умерших.
ЕдаКухня Кансая представляет собой уникальное сочетание традиций и практичности. Рис, как ключевой ингредиент, используется не только в повседневных блюдах, но и в праздничных угощениях. Каждый регион Кансая имеет свои особенности в приготовлении риса.
Особое место в кансайской кухне занимают морепродукты. Рыба, выловленная в местных водах, и морепродукты — креветки, кальмары и осьминоги — готовятся по разнообразным рецептам. Одним из самых популярных блюд является сашими. Также стоит отметить мисосиру, где рыба и водоросли создают насыщенный и ароматный бульон.
В прибрежных районах Амаги рыба и морепродукты занимают центральное место в рационе. Рыба часто подаётся сырой или слегка обжаренной, чтобы сохранить её естественный вкус и текстуру.
Овощи играют важную роль в кансайской кухне, дополняя основной рисово-рыбный рацион. Репа, редька и бобы не только добавляют разнообразие в меню, но и служат источниками витаминов и минералов. Эти овощи часто используются в супах, салатах и гарнирах.
Традиционная чайная церемония, известная как «тяною», также является важной частью кансайской культуры. Матча, порошкообразный зелёный чай, не только сопровождает трапезу, но и является символом гармонии и уважения. Чайная церемония требует особого внимания к деталям и ритуалам.
Искусство
Музыка характеризуется разнообразием стилей. Одним из популярных жанров является музыка гагаку, исполняемая при дворах. Данный жанр включает элементы нанкитской и татской музыки и характеризуется сложными мелодиями и набором традиционных инструментов.
В живописи Кансая популярны изображения природы, а также жанр йоси-э (канс. 吉絵 [yoshie-e]), изображающий сцены из повседневной жизни.
В литературной среде развиваются новеллы, а среди кэнинов набирает популярность хокку (канс. ホクク [ho ku ku]) — традиционное трёхстишие.
Также популярна работа с керамикой. В настоящее время в Кансае востребована низкотемпературная неглазурованная керамика. Черепицу, из которой богатая прослойка населения делает себе крыши, производят из красной хадзи или серой, чёрной каваракэ. Из глины также создают горшки, тары и прочую посуду. Отдельные мастера занимаются созданием редких элементов для чайной церемонии, включая статуэтки и чайники.
Многие виды кансайского искусства испытали влияние Дзен-пути, а также эстетики ваби-саби.
Архитектура
В архитектуре Кансая заметно сильное татское влияние, однако с воздействием местных особенностей: строения имеют меньшую детализацию и опираются на простоту и функциональность.
Кроме того, на архитектуру Кансая стал оказывать своё влияние Дзен-путь перемен: высокие изогнутые крыши с черепицей (котобуки) и декоративные элементы зачастую вдохновлены храмами именно этой религии. Помимо этого многие сады при резиденциях стали отражать принципы дзен: простота, асимметрия, натуральные материалы, атмосфера спокойствия и созерцания.
Замки феодалов спроектированы с упором на функциональность и оборону. Они имеют мощные каменные стены, высокие башни (тенсю) для наблюдения, рвы и сложные системы ворот. Несмотря на каменные основания, большая часть строений в замках остаётся деревянной (из-за большей доступности материала и традиционных техник строительства).
Крестьянские дома куда больше опираются на практичность и выглядят значительно скромнее. Строятся они зачастую из дерева, глины, соломы и бамбука. Планировка — простая и прямоугольная, с одной или несколькими комнатами, чаще всего не более одного этажа. Минка (канс. 民家 [minka]) является популярным типом жилья, который варьируется в зависимости от региона и учитывает местные культурные и традиционные особенности.
Татское влияние на кансайскую архитектуру очень сильно и многогранно, особенно в областях, связанных с культурой и религией. Важно отметить, что кансайцы не копируют татскую архитектуру, а перерабатывают заимствованные элементы, адаптируя их к местным условиям, материалам и культурным особенностям.
Последнее редактирование: