
Крученьское Княжество — одно из немногочисленный цивилизованных государств посреди дикого хакмаррского края. Это племя, самостоятельно развившееся до государственности, сохранив волю предков.Местоположение
Крученьское княжество находится на севере материка Флорес, в верхней части региона Хакмарри, именованной Скверноземьем. Княжество находится прямо посередине региона, поделённого рекой Каялой и активно опирается на неё в своей жизни. Кручень расширяется вдоль рек и на восток.
Население
Люди народа ротичей, в которые входят несколько племён: спысычи, жметичи, плевичи и вышичи. В столице проживают гротдоры из хакмаррского клана Гудисон. На востоке страны проживает племя хакмаррских морфитов — манферратт.
Языки
Хакмаррский, в городах развита письменность.
Государство
Родовая монархия династии Святогоричей.
Столица
Кручень-на-Каяле.
Крупные города
Трувинь, Бричень.
Культура, менталитет
• Приверженность традициям.
• Трудолюбие, цивилизаторство.
• Свободолюбие.
• Бытовая неприязнь к нелюдям и полукровкам. Недоверие к другим народам.
Религия
Яробожие — закрытый языческий пантеон состоящий из поклонения богам и духам. Следовать Яробожию могут только ротичи по праву рождения или крови, так как именно они произошли от главы пантеона — Яробога.
Боги пантеона — Яробог (бог благородной войны и домашнего очага), Мива (богиня плодородия), Перубог (бог яростной войны), Струвбог (бог морей и рек), Смагар (бог ремесла), Варубог (бог мудрости), Изверг (злой бог).
Духовенство представлено волхвами, они могут уделять служение как одном богу, так и всему пантеону.
Для кого подойдут ротичи?
Ротичи это самобытный народ со своей проблемой, несмотря на известный культурный шаблон. Это относительно продвинутое государство, которое идёт во времени со своими традициями и верованиями. Этот народ подойдёт для игры тем, кому нравится играть: умеренное язычество без варварства и дикарей; эстетика Хакмарри, но с продвинутым обществом и государством; обычных крестьян, сильно связанных с природой; доблестных воинов; жрецов обширного пантеона, в том числе поклонников "злых" богов.
Ротичи находятся на стыке прошлого и будущего. Этот народ подойдёт тем кто захочет развить идею самобытного Хакмарри, в реальном времени развивая культуру, искусство и другие аспекты народности. Ротичи с помощью игроков уже прошли путь от племенных варваров до развитого государства. Ударятся ли они в торговлю и дипломатию или уйдут в изоляцию ради сохранения традиций — может зависеть от вас.
Культурный шаблон
Восточнославянские княжества; Сербский Деспотат.
Углублённая версия статьи. Рекомендуется вовлечённым игрокам для подробного отыгрыша народа.![]()
Ротичи — одно из многочисленных племён Хакмарри и одно из немногих, что воспитало землепашцев и основало полноценную государственность под стягом Крученьского Княжества и рода Святогоричей. Небольшое государство проросло крупным городом, самостоятельно освоив монархию, при этом не забывая устоя предков. Высокое государство является светочем цивилизации в Хакмарри помимо Монзана, что, тем не менее, не ставит его в позицию силы над другими племёнами. Кручень пребывает как духовный наследник давно падшего Кельда, а весть о новой «столице» дикого края разносится по всему Флоресу, привлекая купцов и исследователей.
![]()
Ротичи расселены по Землям Музле, Восточному Скверноземью, вдоль правого берега реки Каялы и с каждым годом укореняясь на Восток, в сторону бывшей столицы Скверноземья, а также по рекам Хакмарри, основывая речные крепости, остроги и фактории. Ландшафт преимущественно равнинный, на Востоке холмистый. Всё это не без густых хакмаррских лесов и болот. Подобно остальному Хакмарри, земли ротичей пребывают в умеренном и таёжном климате, с крайне суровыми зимами.
![]()
Раннефеодальная родовая монархия. С 295-го Третьей Эпохи в Кручене княжит Яровид II «Щедрый» Богумилович, из династии Святогоричей. Нынешние и предшествующие господари княжества - прямые потомки Святогора Бесстрашного, и те часто любят об этом напоминать. Их братья правят в удельных княжествах, дав начало боковым ветвям основной династии - Всеславичам и Всеволодовичам.![]()
Так как Солфар имеет особое место в фольклоре и культуре ротичей, то Святогоричи используют коронованное озлобленное солнце, подчёркивая их власть в княжестве и родство с Яробогом, возвышающееся над рекой, которая символизирует Каялу. Всеславичи же используют владыку лесов - огромного чёрного медведя, в лапах которого топор. У Всеволодовичей же изображён белый тур, идущий по поляне. Муштаты, которые присягают князю Трувиня, в своей геральдике используют пикирующего ястреба, символизирующего жестокость, безрассудство и напористость.
Их противоположностью являются Цаковские, на стяге которых находится лис, что говорит о их хитрости, дальновидности и проницательности. Они, как и Стамати, что используют на стягах кабана, преданы князю Крученя. Лазари, вассалы Всеволодовичей, хвалятся своим чёрным конём, который собирает в себе множество сильных качеств иных животных: зоркость орла, ловкость лисы или силу быка.
В отличие от более грациозных и «просвещённых» феодалов других краёв Флореса и Трелива, властатели ротичей не отличаются отдалённостью от бывшего сословия тарабостов, знатных племенных воинов, сохраняя в себе значимую долю воинственности, большей приземлённости к своей рати и большей требовательности в признании авторитета от народа. Из-за оставшегося среди знати военного культа, аристократы ротичей воспитывают в своих детях военные качества, крайне часто оставляя образование на последний план, из-за чего власть имущие нечасто разумеют в высокие науки южных дворян, обходясь лишь письмом и счётом. Учения за границей или приглашение зарубежных наставников всё чаще встречается среди дворян, но подставляет их авторитет. Множество ритуализма, сохранённого от более раннего уклада жизни, пребывает в аристократичном сословии, ведь властателю надо доказать своё право верховодить над народом не просто своей кровью. Зачастую это проявляется в различного рода обрядах и испытаниях, боевых крещениях.
![]()
После падения Кельда ротичи почти сравнялись с населением других племён, пережив небывалый рост рождаемости. Население представлено расой людей, народностью ротичей, в которую входят племена спысычей, жметичей, плевичей и вышичей, до сих пор сохраняющих свою культурную самобытность. На восточных рубежах княжества законно проживает коренное население хакмаррских морфитов племени манферратт, представляющих десятую часть населения. В столице целый район уделён гротдорами, представляющими клан Гудисон. В местах смешения этих рас нередко проявляются полукровки, жёстко порицаемые обществом.
Из-за догматов религии, по которым происхождение ротичей идёт от божеств, ротичи являются единственными хакмаррцами, которые не принимают в общество нелюдей и полукровок. Такие расы игнорируются или подвергаются бытовой неприязни, никогда не принимаются в городах или деревнях как полноценные жители государства.
Ротичи в большинстве своём имеют русые и каштановые длинные волосы, которые они ранее заплетали в косы. Военная элита государства отошла от сей традиции в силу неудобств, которая создаёт столь обильная растительность, вместо этого заплетая те на своей бороде. Стоит сказать, что любая борода - символ мужественности и зрелости для каждого мужчины общества. Не имея ни единого волоса на лице, люди вряд ли будут иметь с человеком какое-либо дело. Глаза у большинства населения встречаются голубые, иной цвет будет встретить сложно. Считается, что если у хакмаррца зелёный цвет глаз, то его судьбы коснулись Варубог или Мива, в зависимости от пола.
Города: Стольный град Кручень-на-Каяле, Трувинь, Бричень.
Язык: Хакмаррский. Ротичи одни из немногих хакмаррцев, что вовсе пользуются кельдской письменностью за счёт развитой, относительно других хакмаррцев, государственности.
![]()
![]()
Яробожие — политеистическое верование ротичей, уходящее своими корнями в Культ Леса. Годы изолированности от других племён Хакмарри дали в себе колоски, закрепив организованное верование. Главным отличием от предтечей, стало выделение некоторых духов в божественный и очеловеченный сан. Боги ротичей зачастую представляют не фундаментальные природные силы, но ремёсла, технологии, общественные институты, натуру человека. Сохранившиеся же в почитании духи не возводятся как боги, считается что их бесчисленное множество, поскольку дух есть во всём живом и неживом. Особенно ротичи радеют за родовых духов, что укрепляет культ предков, бывшие родоплеменные отношения. Если душа ротича перерождаются в новых телах, то их частичка, связанная с кровными узами и деяниями поколений, передаётся трепетному и требовательному родовому духу, который ныне популярен лишь у семей знати и купеческих родов.![]()
Ротичи верят в реинкарнацию. Считается, что перерождённые души дворян часто возвращаются в телах своих потомков. Таких перерождённых предков признают от 20 лет и до самой старости и те получают право именоваться именем из своих прошлых жизней, прибавляя числа (например Святополк Второй или Яровид Третий), а до тех пор зачастую имеют имена неказистые или самовыдуманные — лишь бы не повторялось. Что же до сословных законов, то тут они также подкреплены верой. Отказ от исполнения своего предназначения или невежественное вторжение в чужую стезю считается поруганием Яробога, хотя переход в другое сословие возможен, труден и полон ритуализма.
Практически любую религиозную деятельность ротичи проводят на святилищах под открытым небом, именуемых капищами, или в общинных домах, где установлены идолы богов. Духам, как правило, не высекают большие тотемы и идолы, обходясь разве что фигурками и небольшими алтарями и то по отношению к крайне почитаемым местным духам - например духу реки, что кормит деревню рыбаков. Ритуализм полон песнопений, танца, битвы и жертвоприношений. Зачастую прибегают к ритуальному забою скота или уставляют у подножий идолов корзины с урожаем, однако могут быть и человеческие жертвы. К другим религиям ротичи относятся нейтрально, поскольку Яробожие является закрытой религией и ей не свойственно распространение веры, поскольку только потомки Яробога, то есть только сами ротичи, могут следовать ей. Иноземец может принять Яробожие, если возьмёт обеты и пройдёт ритуалы, побратавшись кровью и отказавшись от своего прошлого имени и племени.
Единая церковь отсутствует, жрецов прозывают волхвами и боянами, самые уважаемые из которых пребывают в Трувине и Кручене, являясь фактическими главами религии. Волхвы представляют волю объединённого пантеона, хотя в деревенской глубинке часто проживают жрецы, что служат одному богу или местным духам. Жречество обладает большим авторитетом, правами и благами, из-за чего немало крестьян или нерадивых аристократов идут в поучение к волхвам. Помимо религиозной и культурной деятельности, волхвы занимаются судейством с позволения или в отсутствие властателей, а также рукописным промыслом, врачеванием и службой при дворах и городах, нередко занимая важные управленческие саны.
Пантеон богов состоит из шести законных божеств и одного запретного. Главой пантеона является Яробог.
Яробог - сын Солфара, от которого и произошли ротичи и, по некоторым трактовкам, хакмаррские племена. Он считается главным среди остальных богов, отчего ротичей часто характеризуют исключительно как солнцепоклонников. Яробог считается покровителем семьи и домашнего очага, а также благородной войны и битвы. Божество наблюдает за ротичами прямиком с Солфара, определяя вернётся ли после смерти кто-то из его потомков как ротич или переродится камнем на берегу Каялы.
Смагар - покровитель ремесленников, бог удачи, решимости и огня, который куёт в небесной кузнецы звёзды.
Перубог - покровитель воинов, бог яростной войны и битвы. Ему поклоняются ротичи, которые находят в битве удовольствие и наслаждаются ею, а натурой своей крайне жестоки. Согласно сказаниям, тот живёт на самой высокой горе в Хакмарри, где проводит нескончаемые бои на склонах и в диком холоде.
Мива - покровительница крестьян, богиня плодородия и урожая. По совместительству является женой Смагара.
Варубог - покровитель купцов, бог хитрости и мудрости, который преподносит дары своим последователям прямиком из своей лесного обители.
Струвбог - брат Варубога и покровитель мореходов. Бог воды и шторма. Считается, что тот поругался со своим старшим братом и ушёл, пытаясь найти в морях утешение и быть ближе к смертным, чем сидеть вечно в одиночестве.
Изверг - названный брат Перубога, бог крови, плоти, ночных чудовищ, мести, несчастий и всего злого, что был вычеркнут из пантеона и запрещён после околомифической победы богатыря Ратибора Рустовича, что загнал Изверга и его чудовищ под землю. Некоторые сохранившиеся последователи из числа немногочисленных ворожеев и тех, кому из хакмаррцев «посчастливилось» посетить Бездну под Флоресом, верят, что Изверга сделали козлом отпущения другие боги и жрецы. Когда в самом же деле Изверг был богом закона и изобилия, даруя благословения последователям и свершая суд. Эти последователи формируют в Хакмарри и некоторых приграничных частях Хобсбурга мистический и довольно жестокий Культ Триглавцев, которым подпольно управляет одноимённый воевода, претендующий на наследие его бога. Простые люди склонны упоминать Изверга и проклинать за несчастья, которые он до сих пор пытается наслать на земли ротичей.
Манфератты, живущие на землях Крученя, прибегают к вере в Культ Леса.
![]()
До объединения племён ротичей те формировали своё войско иным способом, чем на сегодняшний день. Существенное отличие было в том, что практически все представители мужского населения могли выступить в поход или на защиту собственных земель. Существовало привилегированное сословие тарабостов, носивших особые шерстяные шапочки, которые свидетельствовали об их происхождении знатных племенных воителей. Они были воинской аристократией в обществе ротичей, которая управляла частью земель, предоставляемой им вождём. И их наследие определило воинственность ротичей.![]()
С момента основания Крученьского княжества устройство войска поменялось. Потенциальная численность снизилась, однако, значительно повысилась выучка и дисциплина, которая позволяла князьям совершать дерзкие походы по раздробленному Скверноземью.
Господарская рать - отдельная сила, формирующаяся из числа городского населения Крученя, которое содержится за счёт Святогоричей. Возмещение потерь происходит таким образом: один из ратников имеет право выдвинуть кандидата на замену павшего товарища, если более 5 ратников одобряют кандидатуру, то ожидается решение князя. Первоначальные требования: физическая подготовка, честность и прочие проявления добродетелей в культуре ротичей. Из-за того, что данный отряд в числе тысячи человек существует давно, то места стали преимущественно потомственными и на сегодняшний день тяжело попасть туда. Никто, кроме князя и представителя рода Святогоричей, управлять ратью не может. Только в случае передачи отряда кому-то из воевод. Стоит также сказать, что из рати выбирается воевода, который и управляет формированием в случае отсутствии князя. Понимание необходимости содержать тяжёлую пехоту и привело к созданию господарской рати, который и содержал за свой счёт Святогорич. Вооружают тех лучшим вооружением: под длинные кольчуги воины надевают стёганный доспех или несколько шерстяных рубах. Поверх кольчужной рубахи есть ламеллярный доспех. Вместо этого комплекта может быть колонтарь, который часто встречается в стрелковых частях рати. Шлема разные: от простого куполовидного шлема с бармицами до колпакообразных с устрашающими личинами. Защитой также служат длинные каплевидные щиты, которые закрывают практически всё тело. Бьются булавами, шестопёрами и топорами, особо выделяющиеся воины даже мечами, но это оружие вторичное, ведь каждый ратник обязан иметь копьё иль рогатину. Если ратник из стрелкового формирования, то у того длинный лук или арбалет.
Властатели (дворяне, имеющие в своём распоряжении волости) и их вооружённые свиты, которые формируются из числа военных слуг и детей властательных, создают главную ударную силу Крученьского княжества - тяжёлую ударную конницу. Имея определённые привилегии и налоговые льготы, бояре содержатся за счёт своих владений и обязаны явиться по первому зову "стрелы". Так как властатели - воинская элита в обществе ротичей, а так же знать, то та могла себе позволить самые дорогие доспехи. Имели точно такое же вооружение, как и в господарской рати, их военные слуги могли лишь не иметь ламеллярных элементов доспехов. В бою они орудовали длинными кавалерийскими копьями, коль то ломалось иль всадник повяз в схватке, то тот переходил на саблю, которая получила распространение благодаря торговле, и мечом, однако, в случае зажиточности, ибо чаще всего были кавалерийские топоры, булавы и кистени.
Куртени (от названия их владений - куртень) - мелкие землевладельцы, удел которых также стала война. Освобождённые от части налогов, те кормятся за счёт своей земли и обязаны явиться по зову князя. Куртени формировали крепкую пехотную основу войска, которая и принимала удар, либо сама двигалась в стене щитов. Из их числа также формировались стрелковые отряды. Они не столь богаты, посему их главной защитой были крупные каплевидные щиты, набивняки и гамбезоны. Особо богатые могли себе позволить кольчужные рубахи. Голову те защищали шишаками, куполообразными шлемами с бармицей, не закрывающей всё лицо. Их главным оружием также были копья с различными наконечниками и рогатины, одноручные оружия дробящего типа и топоры. Коль куртень был из стрелковой хоругви, то брал с собой длинный лук или несколько метательных копий.
Крестьянское и городское ополчение, в целом, ничем не отличаются, кроме того, что мещане могут себе позволить более качественное вооружение, чем их земляки из сельской местности. Однако, решения о сборе ополчений князья Крученя принимают крайне редко в силу ненадобности. Единственная их защита - щит, удача и милость Богов, ведь те выходят на бой в своей обычной одежде, на иного у тех денег нету. И бились они тем же, что и было в их быту: охотничьи луки и копья, топоры для лесоповала иль длинные ножи.
Собранное войско делилось на несколько хоругвей, которые управлялись воеводами: передовая, правой и левой руки, а также сторожевая, имеющая функции резерва. Однако, такая практика была необязательна, ведь всё зависело от плана на бой. Хоругви делились на более мелкие формирования: стяги и копья. Каждый стяг имел своё уникальное знамя, обычно им являлся стяг властателя, который управлял стягом. Несколько десятков "копий" образовывали "стяги", ими управлял любой поставленный знатный воин.
Традиционно ротичи славятся своим умением сражаться в пешем строю, совершая яростные атаки и непоколебимо держа оборону. Пехота строилась в стену щитов, если тем было необходимо держать оборону или вести умеренный бой. В случае необходимости атаки, то те могли выстроиться клином, чтобы сделать брешь во вражеском построении и следом окружить, заполучив победу. Но непосредственно перед прямым столкновением, ротичи стремились ослабить врага путем деятельности своих застрельщиков, ослабляя оппонента обстрелом из дротиков, луков и пращей. С момента появления кавалерии и возрастания её роли всадникам отводилась решающая роль в баталии, однако, традиционная тактика ведения боя не изменилась: всё также пехота, выкрикивая оскорбления и вызывания противника на бой, выжидала, пока стрелки ослабляли врага. При приближении противника или, наоборот, в случае атаки ротичей те уходили на фланги под прикрытие кавалерии, которая должна выиграть схватку и ударить по основному вражескому построению, которое уже будет связано боем, и завершить сражение. Стоит также отметить, что всегда князь ротичей, если хотел сохранить и укрепить свой авторитет, то находился в построении пехоты, сражаясь почти в первых рядах. Однако, времена героев вышло и князья ныне руководят войском из седла, стремясь вместе с конницей завершить баталию в свою пользу.
![]()
Доселе неизвестно когда именно на современных землях Крученьского Княжства появились хакмаррцы, что начали быстро расселяться на близлежащих территориях и развиваться, благодаря пригодной для земледелия почве, быстрым рекам, наполненными разнообразной рыбой и подходящими для судоходства, а также не менее скупыми лесами, в коих с древних времён и по сей день кормит людей дичью и прочими яствами.![]()
Придя на Юго-Восток Скверноземья, те хакмаррцы, что впоследствии и стали ротичами, разделились на ряд племён: спысычи - умелые воины, что не раз доказывали собственною доблесть, и мореходы; жметичи - купцы, что быстро освоили притоки Каялы, и ходили по рекам, а также ремесленники, что ковали лучшее оружие, благодаря добытым из болот рудам, и славились своим деревянным зодчеством и более мелкими изделиями; плевичи - наиболее миролюбивые, среди своих собратьев, земледельцы, что смогли покорить воду и преподнести соплеменниками свою методику орошения; вышичи - не менее грозные воины, чем спысычи, что полагались больше на хитрость и тактику, чем на грубую силу, а также мастера в обращением с любым скотом. Все они известны под общим названием - ротичи. «Ротич» - ратник с перевода их хакмаррского диалекта, название они своё получили не просто так, а за доблесть, проявленную в сражениях, а также за количество их военных походов. До сих пор ротичи гордятся своим названием.
Быстрорастущая экономическая мощь племён давала тем силу и богатство за счёт торговли и сельского хозяйства, что и навлекло на них большую беду из-за моря. Разносимые слухи о зажиточности земли средь всех иных хакмаррских, исключая, конечно, Кельда, лишь подогревали интерес, а богатые одежды купцов и привозимые ими товары лишь подтверждали. Так во Вторую Эпоху, приблизительно в 248 году, на территорию жметичей и спысичей прибыла армия люфтерати, ведомая жаждой лёгкой наживы. Считается, что то воинство возглавили одни из самых влиятельных вождей своей эпохи: Снорри Вилобородый, Ульвхам Косматый и Викар Суровый. Жметичи долго противостоять гневу северян не смогли и были вынуждены покориться им. Следующей целью грабителей стал Кручень - племенной центр спысичей и один из самых древних поселений ротичей после Трувиня, столицы вышичей. Вожди спысычей попытались дать отпор недалеко от Каялы, но были разбиты и отступили в Кручень. На тот момент село уже было обнесёно земляным валом и деревянной стеной, из-за чего первые приступы провалились. Когда город был окружён и с реки, последующий штурм оказался успешным для люфтерати, что незамедлительно принялись грабить и брать пленных. Тогда впервые был сожжена столица спысычей, что были наказаны за упрямство и гордость. С богатой добычей вернулись люфтерати к себе на острова, а Снорри Вилобородый вместе с частью воинства остался на землях покорённых жметичей, начав властвовать там и совершая набеги на Юг на протяжении почти 400 лет.
Слабость ротичей заключалась в несогласии друг с другом и нежелании идти на врага вместе, руководствуясь кровной враждой. Жметичи обвиняли спысичей и других в трусости, так как те не пришли на помощь. Спысичи и вышичи обвиняли других в том, что те, по их словам, чересчур слабы, в особенности жметичей, что так покорились в своё время люфтерати. Плевичи недолюбливали спысычей и вышичей за их воинственность, по меркам ротичей, конечно. И это лишь главные причины, некоторые вовсе были забыты временем, а недолюбие осталось. Однако, в 140-ых годах Третьей Эпохи среди вождей спысичей выделяется Святогор сын Изяслава, что правил в Кручене. Благодаря невероятному авторитету, добытому в военных походах, мудрости и справедливости в разрешаемых спорах, тому удалось объединить всех спысычей и их вождей под своей рукой. Самым крупным его достижением, которым и стало причиной объединением подле него, стал разгром очередного похода люфтерати. Закрепилась его власть крупным народным собранием, в котором участвовали свободные земледельцы, купцы, дружинники и вожди, у которых Святогор спросил:
«Давно нас терзает северный медведь, а порядка и мира на нашей земле нет. И северян-люфтерати я бил, и в походе я вышичей бил, и проблемы земские и родовые словом решал. Признаете ли вы меня своим князем, что вернёт покой на истерзанное Отечество, что предками нашими завещано, и защитит вас?»
С того момента и стал Святогор I Изяславич, прозванный в народе Бесстрашным, первый князем на земле ротичей. Продолжив своё спокойное княжение в Кручене, стараясь укрепить свою державу внутри, чрез год после собрания объявляется посол из земель вышичей, передающий послание от вождей. Стольный град - Трувинь, древнейшее поселение ротичей, в осаде. И давно земля вышичей терзаема врагами не только с Севера, но и Востока. Вожди просили Святогора собрать дружины и прогнать захватчика, а те, в свою очередь, признают сына Изяслава князем и защитником. Бесстрашный спысыч согласился и направился в царство лесов, к Трувиню, где и разбил потомков Вилобородого. Откуда после направился в земли жметичей, совместно с силыми вышичей, прогнать с земель ротичей люфтерати, стремясь вернуть покой на земли эти. Так, в 151 году Третьей Эпохи, Святогор Бесстрашный контролировал весь правый берег Каялы и те малые, в сравнении с иными племенами и Кельдом, земли ротичей.
Чрез год ему покорились и плевичи, дав Крученскому княжеству доступ к Каяльским порогам, и прочим важным географическим местам, позволяющим контролировать торговые пути, чем до сих пор пользуются князья Святогоричи. Сын Изязслава, вернув покой и быстрое развитие на землю ротичей, мирно покинул мир в 181 году Третьей Эпохи, направившись к предкам своим и оставив государство сыновьям своим в самом расцвете княжества. Старший сын - Брячислав, сел в Кручене, как и отец его, продолжив основную ветвь Святогоричей. Своего среднего отрока - Всеслава, оставил в Трувине, что положил начало боковой ветви Всеславичей. Младший же - Всеволод, правил в Бричене, что в землях плевичей, зародив династию Всеволодовичей. Брячислав, прозванный народом богатым, особо примечательным правителем не был, однако запомнился всем человеком добросердечным и мягким. Его правление запомнилось миром и развитием торговли в княжестве, что закрепило крепкие отношения с Кельдом, а торговые ладьи даже добирались до Флорэвенделя и покорённого на тот момент Хобсбурга. Три брата всегда держали у себя в голове память о последствиях несогласии и раздора меж друг с другом и передавали знания о прошлом своим сыновьям, а те, в свою очередь, уже своим. Но воинская кровь, что текла в ротичах, продолжала течь в них, так как те продолжали, хоть и более реже, различные военные походы, но скорее для того, чтобы война не пришла на земли княжества. А в друнгарских летописях, написанными священнослужителями веры флорской, даже есть упоминания, в коих говорится:![]()
«...варвары с севера, с озлобленным солнцем на щитах, демонстрировали звериную ярость и готовность умереть, предпочитая убиться самому, чем попасть в плен. Ведомые своей жаждой поживиться, тем удавалось разбить силы крупного графа де Куси и его вассалов, сам же граф был вынужден от них откупаться».
На сегодняшний день в Кручене княжит Яровид II «Щедрый» Богумилович, из династии Святогоричей. Своё прозвище получил за то, что оплачивал долги неимущих чтобы те не попали в сословие сираков. Также часто им были организованы раздача хлеба бедным, иногда даже серебряников, ввёл «устав о резах», ограничивающий ростовщиков в установлении процентов. В народе любим также за дальновидность и доблесть. Вступил в борьбу за Северное Воеводство против Тормунда «Освободителя», однако, в пятой по счёту, флоро-хакмаррской войне оказал тому помощь и вернул своим кровным врагам захваченный флорами Пиркберг при поддержке наёмников из Хобсбурга. Проявил в конфликте свой тактический и стратегический гений, который и принёс ему победу. Овладев могуществом, уважением и влиянием в Хакмарри, тот вывел народ из изоляции, начав медленно консолидировать власть над другими племенами, вознамерившись бахвалисто и, вероятно, тщетно занять наследие Северного Воеводства.
![]()
По своей природе ротичи в меру консервативное общество. Пусть они и вышли вперёд остальных хакмаррцев, однако, в отличие от Монзана, ротичи взымали и заимствовали как можно меньше от других народов, хотя узы торговли делают своё дело. Их приверженность традициям не мешает вести торговлю и по-иному взаимодействовать с соседями. Основной элемент культуры в виде воинского культа уже давно канул в лету, оставшись прочным лишь у военной аристократии. Вперёд выходит торговля, ремесло и земледелие, эволюция традиционного хакмаррского искусства во что-то более организованное.
Общество и менталитет сильно контрастирует в случаях города и деревни. Кручень, пребывая крупнейшим городом Северного Воеводства, притягивает к себе купцов, инноваторов и ремесленников, воспитывая в сословии горожан умеренный прагматизм, в то время как крестьянство и сельская аристократия преисполняется более суеверными и консервативными мотивами, либо становится придатком городов ротичей, что с каждым годом растут не в количестве, а вширь. Однако их объединяет то, что как и другие хаккмарцы, ротичи свободолюбивы, поскольку те даже после установления господарской власти не отменили элементы прошлых укладов. Например, в обществе ротичей существует священная традиция, что согласно верованиям пошла после сражения Яробога и Перубога, итогом которого стало заключение в горы последнего. Так называемое "поле" - судебный поединок до первой крови или же до смерти, в зависимости от причин схватки. Битва может происходить так один на один, так и группами. Оказавшись победителем обозначает, что на его стороне правда и сила Отца. Ныне правом "поля" пользуется лишь дворянство и далёкая деревенская глубинка.
![]()
Основой богатства Крученского княжества является земледелие, в котором ротичи набрались много опыта и технологий, за счёт развитой системы орошения по максимуму используя плоды своей земли. Золотые нивы вдоль Каялы претендуют на роль житницы всего Хакмарри, а то и Флореса, конечно, значимо уступая Брегдефу. Хакмаррский же лес является одним из самых ходовых товаров, популярный за счёт дешевизны во всём Флоресе, хотя ротичи вырубают тот не с крайним рвением, руководствуясь возможной немилостью духов.
Помимо того сам Кручень, пребывая крупнейшим и практически единственным городом, является крупным центром ремесла в Хакмарри, где развит текстиль, плотничество, книгопечатание и многие другие ремёсла, что были свойственны Кельду. Всё нисходит до того, что разница между городом и всей остальной державой столь велика. Однако с кузнечеством и горным делом ротичам не свезло. За неимением добротных месторождений и опыта в работе с металлами, они опираются на плоды торговли Монзана и остального Хакмарри, особенно ценя изделия клана Гудисон.
Также немалой частью дохода стала торговля с государствами юга - Флоревэнделем, Монзаном и Хобсбургом, некоторые купцы из этих стран сами осмеливаются прибыть в Кручень ради выгоды и их количество растёт каждый год. Казна владык также пополняются не только благодаря барщины, но и златом , которое те получают от пошлин или же в качестве налога. Появившаяся недавно, в рамках общемировой истории, государственная валюта называется куруш, есть серебряный и златой, хотя дарлинг до сих пор широк в обиходе.
![]()
Флорэвендель — вражда, характеризующаяся рейдами на пограничья с обеих сторон, а также «речными баталиями», где страны сражаются друг с другом за хакмаррские приречья. Тем не менее купцы всё ещё ходят по рекам в обе стороны.
Чевальер — натянутый нейтралитет, характеризующийся торговлей и негласным соперничеством за хакмаррские приречья.
Хобсбург — осторожный нейтралитет, перетекающий с сотрудничество во времена конфликтов с Флорэвенделем.
Монзан — соперничество, обоснованное поруганными по мнению ротичей традициями хакмаррских народов, а также гонкой за влияние в Хакмарри.
Люфтерати — историческая кровная вражда, соперничество за Скверноземье.
К другим хакмаррским племенам отношения сильно разнятся от случая и места.
![]()
Изначальный концепт: DnbChur
Переписал: Dedulya, Воѣвода-chan
Редакция: Воѣвода-chan
Оформление: RaaLeeX
Последнее редактирование модератором: